Маги и монстры
В мире магов сохраняется политическое деление на страны, и маги французские говорят на французском, а маги английские — на английском. Главным управляющим органом в каждой стране, решающим одновременно все основные вопросы и проблемы, является Министерство Магии. Глава министерства, министр, по статусу соответствует президенту, главе правительства или премьер-министру, смотря с какой страной сравнивать. Понятно, что один орган, сколь угодно разветвленный, не мог бы справляться со всем спектром возникающих в обособленном мире волшебников проблем, но Роулинг и не ставит перед собой задачи живописать общественно-политические процессы в подробностях. Она упоминает или рассказывает об устройстве мира магов лишь в случае необходимости.
Совсем не толкиновский эльф.
_____________________________________
Маги, как и люди, делятся на хороших и не очень, и часто среди них есть откровенно плохие люди. Помимо людей там обитает огромное количество сказочных тварюшек, собранных Роулинг отовсюду понемногу (в пункте "Стилистика мира" подробнее рассмотрен этот момент), и это, конечно же, вносит немалое разнообразие в повествование. Например, в четвертой книге рассказывается, как во время Турнира Волшебников Гарри и другим участникам приходится сражаться с настоящими Драконами.
Главный злодей Волдеморт будет побежден только в седьмой книге.
___________________________________________________
Злые маги и существа, ранее бывшие заодно с Волдемортом, сейчас либо заключены в тюрьму Азкабан, либо прячут свои склонности и отрицают причастность к творимому их руками злу. Некоторым из них удается достигнуть очень высокого положения в обществе и на многое оказывать влияние — как, например, Люциусу Малфою, отцу Драко, главного соперника Гарри и его друзей в школе. Люциус пользуется куда большим уважением, чем тот же Уизли-старший; к его словам и суждениям прислушивается даже сам министр магии Корнелиус Фадж. Впрочем, нам это и по обыкновенному миру вполне знакомо, не правда ли?..
Коллекционная карточная игра о Гарри. Так делаются деньги на бренде.
_________________________________
По сути, мир волшебников напоминает эдакую постоянно суетящуюся тусовку, в которой все друг с другом знакомы, и в которой пародируются основные черты общества людей. Но, конечно, все это подобно отражению в кривом зеркале, где на место привычного, нормального, становится сказочное и магическое. Так, в банке "Гринготтс" работают гоблины, не любящие людей и не подверженные человеческой алчности, а потому не способные на предательство и подкуп. Они охраняют деньги со всей серьезностью своих мифологических собратьев, охранявших сокровища гор, пещер и лесов. В книжных магазинах торгуют бестселлерами вроде "Уик-энд с упырями", "Сто семь чудес света", "Как ухаживать за вашим домашним грифоном".
Магические конфетки имеют обязательно разный, зачастую неожиданный вкус (Дамблдор их не любит, потому что в детстве ему попалась конфетка со вкусом рвоты), шоколадные лягушки прыгают и норовят удрать в болото к настоящим, а все без исключения картинки и фотографии живые, движущиеся, и обладающие разумом оригинала. Портреты бывших ректоров Хогвартса помогают Дамблдору во всех его делах, а герои развешанных по стенам картин живут своей собственной жизнью, устраивая пирушки и свидания.
Раз экранизация была удачна, то компьютерная игра просто не могла не появиться.
__________________________________________________________
Вместо автомобилей продают метлы, вместо газовых плит и сковородок "Тефаль" — волшебные котлы и, наверное, различные скатерти-самобранки — и так далее. Каждой отрасли нашей жизни соответствует своя магическая и ироническая, при этом подаваемая автором вполне серьезно.
Фактически это является основным приемом, принесшим книгам Роулинг такой успех. Увидеть своего сверстника в мире, полном захватывающих, поражающих фантазию, необычных чудес, да еще и расположенном рядом с привычным, каждодневным пространством — на это отреагирует душа и сердце практически каждого ребенка, и даже многих людей в возрасте. Роулинг, фантазировавшая для собственного удовольствия, и представить себе не могла такого эффекта — но используемая ею схема не просто очень удачна, а еще и дает множество возможностей для дальнейшего развития сюжета.
Подробно описывать даже главные достопримечательности мира магов, упомянутые в серии, было бы очень интересно, но долго. Проще прочитать книгу и самому убедиться в том, что фантазия у Роулинг на высоте, а способности ко внедрению классических мифологем и культурных образов в свое авторское пространство еще лучше. Остановимся лишь на Хогвартсе, в котором и происходит основное действие всей серии.
_____________________________________________________
Другие книги о мире Поттера
На страницах книг о Гарри Поттере оживает множество мифологических, исторических и литературных персонажей. Поэтому неудивительно, что не так давно в качестве приложения к серии появились книги, рассказывающие о тех или иных деталях мира. Основной из них, пожалуй, является книга Дэвида Колберта "Волшебные миры Гарри Поттера" (The Magical Worlds of Harry Potter. A Treasury of Myths, Legends, and Fascinating Fact). В этом труде читателю представлен магический мир событий, оставшихся как бы "за кадром" истории о приключениях Гарри. На страницах книги читателей ожидают встречи со средневековыми алхимиками и множество интересных фактов о фантастических существах.
__________________________________________________
Хогвартс
Хогвартская Школа Магии и Волшебства была основана более тысячи лет назад четырьмя величайшими волшебниками того периода: Годриком Гриффиндором, Салазаром Слизерином, Ровеной Равенкло и Хельгой Хаффпафф.
Каждый из них основал свой факультет (носящий фамилию основателя) и стал его деканом. С тех пор началась славная история Хогвартса, из стен которого вышло множество выдающихся и даже истинно великих магов — учились здесь, кстати, и родители Гарри, и даже сам Волдеморт.
Факультеты Хогвартса различны по своей сути — и Распределяющая Шляпа, прощупав сердце и разум каждого новичка, определяет его на тот или иной. В Слизерин идут жаждущие самовыражения и власти (конечно, там издавна учились все Малфои). Пуффендуй принимает к себе трудолюбивых и исполнительных. Когтевран — для умных и погруженных в науку. И, наконец, Гриффиндор — для смелых и отважных, преданных друг другу. Здесь учится Гарри и все его друзья.
Хогвартс — это, конечно, настоящий рай для детей. Здесь они обретают второй дом, друзей и учителей, учатся и взрослеют. Роулинг воплотила в образе Хогвартса мечту любого подростка. Самонакрывающиеся столы со всевозможными яствами, множество тайн и чудес, запрятанных в бесконечных коридорах замка, возможности для тысячи приключений — и уроки, уроки, уроки. А также некоторые не совсем любящие детей учителя, некоторые не совсем приятные дисциплины и занятия... Опять же, очень знакомо. Но, готов поспорить на свой гонорар, что 8 из 10 детей не раздумывая променяли бы учебу в обычной школе на занятия на уроках Зельеварения, Трансфигурации, Защиты от Злых Сил, Ухода за магическими существами, Заклинаний и Предсказания.
Хогвартс таит в себе множество тайн, и каждое поколение учеников раскрывает все новые и новые, а конца им так и не видно...
Каждый учебный год в Хогвартсе проходит соревнование факультетов. За все малейшие проступки и, наоборот, достижения, старосты и учителя начисляют или снимают очки ученикам того или иного факультета. В результате годового состязания факультет победителей славится, и Большая зала, в которой происходят все основные события Хогвартса (включая ежедневные завтрак, обед и ужин) украшается цветами победителя.
Центральным же соревнованием из всех школьных является спортивная игра квиддич — еще одна мечта любого ребенка и подростка. Участники квиддичных соревнования летают на метлах и забивают летающий квоффл в кольца соперника, уворачиваясь при этом от двух агрессивных бладжеров и пытаясь поймать неуловимо-быстрый снитч, заканчивая этим игру.
Гарри Поттер, как и его отец, является превосходным Ловцом, и гоняясь за снитчем, очень часто приносит победу своему факультету, Гриффиндору. Посмотрев эти матчи в экранизации Криса Коламбуса, поневоле проникаешься уважением к этому виду спорта — а ведь по нему, как по футболу, проводятся и национальные, и мировые чемпионаты!
Стилистика мира Роулинг
Чтобы понять внутреннюю логику мира, описанного Джоан Роулинг, надо проследить источники, из которых она черпала свои образы. Безусловно, ее тексты — это ткань из оживших валлийских преданий, античных и скандинавских мифологий, культурных элементов всех основных цивилизаций мира. Имена многих героев созвучны мифологическим персонажам, животный мир полон существ, перешедших из древних легенд.
Большое влияние на серию оказало артурианство, пронизавшее вообще всю английскую культуру испокон веку. Мерлин стал прообразом Дамблдора, а трое основателей Камелота — Артур, Гвиневера и Ланселот — проообразом троицы детей, Гарри, Гермионы и Рона, с верностью этой аналогии соглашается сама писательница. Магия взята из Египта (древние египтяне полагали, что маг должен иметь волшебную палочку, искали философский камень и т.д.), а вербальные формулировки — из слегка исковерканной латыни. Алхимик Николас Фламмель и некоторые другие косвенные персонажи вообще приветствуют нас из исторических (и полуисторических) хроник и легенд...
Однако все эти официальные версии почему-то не упоминают феноменального сходства сюжетной канвы и антуража книг о Гарри Поттере с такими книгами, как "Волшебник Земноморья", уже упомянутыми "Мио, мой Мио" и "Академия Пана Кляксы", а также с "Крабатом" Отфрида Пройслера. Между тем все эти источники вдохновляли писательницу и, по меньшей мере, стали прообразами ее книг.
Без сомнения, Роулинг можно назвать собирателем. Сама она придумала довольно мало (и ожившая еда, и живые картины, и все остальное, описанное в ее книгах, где-то уже бывало, мелькало или представлялось в полный рост). Тем не менее, писательница обладает даром синтеза и синхронизации, который смело можно назвать выдающимся. В ее книгах совершенно несовместимые вещи (например, египетская культурная составляющая со скандинавской) соседствуют и очень естественно взаимосвязаны, вписаны в сюжет и представлены несколько (или даже совсем) по-иному.
Интерпретации Роулинг почти всегда интересны и удачны, и про ее мир можно сказать, что с каждой книгой он углубляется и растет, а также становится все более серьезным и захватывающим.
Без сомнения, начало серии очень детское и наивное в смысле реалистичности, и в каждой книге о Гарри можно найти, к чему придраться с точки зрения здравого смысла. Но вспомните, как отличаются "Хоббит", начатый Толкиным как сказка для собственных детей, и его продолжение "Властелин Колец". Это отличие закономерно, равно как и сам процесс роста серьезности происходящего из книги в книгу. Чем дальше, тем больше Роулинг понимает, что ее сага также посвящена борьбе великих, глобальных начал, несмолкающей битве Добра и Зла. Писать об этом можно как угодно, и в шутливом тоне, и в наивно-сказочном, и в возвышенно-пафосном, и в академически-серьезном. Но далеко не факт, что популярным, любимым (а значит, и сильнее воздействующим на читателей) будет предпоследний и последний. Скорее наоборот.
Роулинг выбрала сказку, начиная которую, не знала, что пишет бестселлер. Писательница все глубже погружается в зыбкую ткань важнейших понятий о ценности человеческой жизни, о выборе и ответственности каждого, о других высоких и сложных вещах. Тем не менее она несет свою ношу старательно, из книги в книгу улучшая результат.
Пожелаем ей успеха. Ведь он нужен, даже выгоден и нам с вами. Почему? Да потому что читать-то нам, в конце-концов. А если покупаешь книгу и в ней видишь, согласно известной пословице, фигу, нам с вами плохо — не так ли?
___________________________________________________
Сказочница
Джоан Кетлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года, и большую часть жизни была незаметным человеком из толпы, не слишком счастливым (скорее совсем не) и очень несвободным. Училась Джоан на фа культете филологии, по специальности — французский язык и древнегреческая/латинская литература (вот они, наши источники, повлиявшие на творчество). Побывав замужем дважды, из обоих браков она вынесла только дочку Джессику и чувство собственного одиночества, а также стойкое чувство о том, что живет не так.
Первую свою сказку Джоан написала в шестилетнем возрасте, и до Гарри Поттера к ней являлись другие герои, но недописанные романы о них она сочла неудачными и сожгла. Как-то, будучи почти без денег и сидя в кафе, она машинально стала набрасывать на салфетке историю своего будущего бестселлера. И тут вечной неудачнице повезло, может быть, впервые в жизни. Ей удалось получить грант Шотландского совета по искусству на окончание романа, который теперь называется "Гарри Поттер и философский камень".
Пристроить рукопись оказалось непросто. Издательства отвергали "сказку сентиментальной домохозяйки", но, наконец, за смешные деньги, 4000 долларов, ее издали небольшим тиражом в "Блумсберри". И совершенно неожиданно книга попала в список бестселлеров.
В данный момент "Гарри Поттер" переведен больше чем на 30 языков, в том числе на тайский и зулусский. Общий тираж изданий перевалил за 35 миллионов. Сборы от фильма "Гарри Поттер и философский камень" составили больше 900 миллионов долларов, сделав фильм одним из самых кассовых в истории кино.
А Роулинг является самым богатым писателем мира, уже обогнав трудягу Стивена Кинга, и продолжает прибавлять к своему состоянию серьезные куски с каждой книгой и фильмом. И больше всего в этой сказочной истории радует то, что женщина, бывшая неудовлетворенной и одинокой, смогла выразить себя, и наконец-то сумела чувствовать, что в ее жизни "все так".
Автор:
Антон Карелин
«Мира фантастики»